Мой вопрос — о чистом видении и способности проводить различия. Если мы практикуем чистое видение по отношению к каждому, станет ли это препятствовать нашей способности оценивать людей и события в повседневной жизни?
Поскольку Будда обладает всеведением, а мы стремимся обрести мудрость знания того, каким все является, то зачем нам «накладывать» чистое видение на то, что известно нам как факт? Например, если кто-то имеет определенные недостатки, означает ли, что чистое видение — это не замечать, как бы «стирать» или игнорировать недостатки этого человека, вместо того, чтобы адекватно оценивать его?
Ответ:
В буддийском смысле, чем дольше мы идем по пути практикующего, тем важнее понимание того, что такое чистое видение.
Оценка, или способность оценивать, — это очень тонкий вопрос. Прежде чем оценить ситуацию, мы, в первую очередь, должны осознавать каждый факт, каждый аспект этой ситуации. Но, как я сказал, это тонкий вопрос. Мы никогда не можем быть до конца уверены в том, что учтены все аспекты. Наше чутье и, конечно, наши сомнения могут быть полезными инструментами для того, чтобы оценивать вещи.
Я полагаю, что каждая отчаянная попытка доказать что-то — это, своего рода, осуждение. Однако, на мой взгляд, когда мы беремся судить, мотивация принесения пользы другим важнее, чем попытка доказать что-то самому себе. Ясное и понятное изложение нашего взгляда на ситуацию позволит всем участникам лучше оценить ее.
И если оценку, исходящую из полного понимания, можно считать частью буддийского пути, развитие чистого видения можно рассматривать как путь внутри этого пути. Чем выше уровень чистоты нашего взгляда, тем меньше бремя необходимости судить вообще. Когда мы обладаем чистым видением, мы способны видеть факты такими, каковы они есть — нет никакой необходимости оценивать или говорить: «Это — такое, а это — другое». Когда у нас есть чистый взгляд, нам нет нужды сражаться и доказывать что-то. Все так, как оно есть.
Пока мы сохраняем чистый взгляд, для ошибкам остается меньше пространства, и все становится понятным. У нас может возникнуть вопрос: «Все ли обладают этим потенциалом чистого взгляда?», — но те, у кого видение чисто, понимают, что у всех есть этот потенциал. Люди с чистым взглядом обладают очень широким, панорамным видением, скажем так. И никакой необходимости оценивать себя или других больше нет.
Если речь идет о принесении пользы другим, как, скажем, в случае Бодхисаттв, то цель их жизни состоит в том, чтобы направлять и поддерживать других. И чтобы быть способным это делать, необходимо сначала стать хорошим проводником. Отчасти способность быть хорошим проводником заключается в умении делать вещи понятными для других, что в какой-то мере влечет за собой элемент оценки. Так что в этом случае Бодхисаттвы, при всем своем чистом видении, могут и оценивать.