Для чего нам духовный учитель?

Вопрос

Обязательно ли заниматься духовными практиками под руководством учителя — или мы можем приступать к ним самостоятельно, если уверены в том, что делаем?

Если основой любого знания является, прежде всего, знание самого себя, а ответы на любые вопросы мы находим в нас самих, почему так важно полагаться на духовного учителя?

 

Ответ

У всех есть присущие нам изначально, нерожденные качества. Но это не значит, что с буддийской точки зрения мы уже просветленные. Мы лишь можем сказать, что семена Просветления засеяны в каждом из нас. Они присутствуют с безначальных времен.

Довольно сложно действительно сесть и сказать себе нечто вроде: «Я по своей природе чист и совершенен», — даже если в моменты, свободные от эмоций, мы легко соотносимся с этими истинами. А когда наступает кризис и мы сомневаемся в себе, принять их бывает по-настоящему тяжело. И это ясный знак, что нам нужен кто-то, кто сумеет нас направить; кто покажет, объяснит, научит тому, каким все является.

Чтобы понять, необходим ли нам учитель, нет нужды отправляться на конец света и искать там ответа на этот вопрос. Я уверен, что прямо здесь и прямо сейчас мы можем спросить себя: «Действительно ли в нас сокрыт потенциал Просветления? Понимаем ли мы истину?» Или, другими словами: «Знаю ли я природу ума? Познал ли я вселенную и все явления в ней?».

Для этих целей нам может потребоваться надлежащее руководство. И тогда, конечно, возникнет множество вопросов: «Как найти подлинного наставника? Как понять, что мы на верном пути?», — и так далее. Здесь, я думаю, важно сосредоточиться на основных качествах учителей и наставников, а также довериться нашим собственным качествам, чтобы оценить все с достаточной ясностью — то есть, без лишних эмоций. Идет ли речь об учителе Тхеравады или Махаяны, есть определенные стандарты, определенные базовые качества, которыми он или она должны обладать для того, чтобы направлять нас.