Традиционно, начиная буддийские практики, вы принимаете прибежище в Трех драгоценностях и приступаете к Основополагающим упражнениям. Но, по моему ощущению, у того, кто действительно делает первые шаги, прежде всего, должен быть следующий настрой: «Я хочу быть достойным человеком и действовать, исходя из внутреннего богатства». Это фундамент для того, чтобы приступать к традиционным практикам, которые предлагает буддизм.
И первая ступень – это размышление. Зная о внутреннем богатстве, которое вам присуще, вы можете подумать о собственном сознании и попробовать увидеть, содержится ли в нем врожденное понимание сути причинно-следственных связей, а также естественное стремление к истине и спокойствию. Если мы откроем для себя эти вещи, это уже будет началом нетрадиционной практики тибетского буддизма.
Чтобы раскрыть это внутреннее богатство, потом вы можете приниматься за традиционные практики, продолжая при этом размышлять над вопросами, основанными на здравом смысле и логике.
Например, логично ли, желая научиться чему-то, учиться у того, кто обладает опытом, и следовать за ним? Логично ли поддерживать возвышенный позитивный настрой? Важно ли сохранять благородный стиль в мыслях, словах и поведении? Значит ли мотивация больше, нежели действие?
Если все это кажется вам разумным и логичным, вы уже вступаете на путь постижения себя и соприкосновения со своим внутренним богатством.
Затем вы можете исследовать традиционные аспекты тибетского буддизма, например, практики Тхеравады, Махаяны и Ваджраяны, и понять, соответствует ли какая-то из них вашей собственной логике и здравому смыслу — подобно вопросам, которые я упомянул выше. Поступая таким образом, вы не выберете свой жизненный путь вслепую.
Напротив, если вы не сделаете всего этого уже в самом начале, вы можете столкнуться с проблемой адаптации к чему-то абсолютно новому. И тогда это станет не вполне естественным. Время от времени или даже с самого начала практики у вас может появляться ощущение, что этот путь не совсем соответствует вашей природе, вашему складу ума — и вы просто приспосабливаетесь.
Представьте, что вы родились в городе, а потом уехали жить на тихий далекий остров. Вы можете очень стараться, но адаптироваться будет крайне тяжело. Даже спустя некоторое время вам по-прежнему будет нелегко — это нелегко в начале, это будет нелегко в середине пути, и не будет легко в конце. Потому что вы будете чувствовать, что в каждом аспекте жизни вынуждены приспосабливаться к чему-то, не соответствующему вашей природе.
Подобным образом у вас может выработаться что-то вроде аллергической реакции на практику, что нехорошо! Поэтому вместо того, чтобы стараться приспособиться к практике, просто примите ее. Вам следует относиться к практике так, как если бы у вас была изначальная связь с ней. Например, я — тибетец, тем не менее, у меня есть связь с востоком, западом, югом и севером просто потому, что я — человек. И с этой точки зрения нет никакой разницы. Рассуждая подобным образом, всегда можно найти множество сходств. Нет нужды приспосабливаться.
Я говорю об этом, так как считаю, что здесь существует скрытая, но очень серьезная опасность. Когда вы думаете: «Я — человек, у меня есть эмоции, и я такой. Так зачем мне избавляться от них? Что, если, избавившись от эмоций, я стану просто машиной? И, если духовность требует этого, хочу ли я быть духовным?»
И, хотя в этих рассуждениях есть логика, она применена неверным образом. Эмоция — не часть вас, это просто временная привычка. Вы не злы по своей природе и не являетесь какой-либо другой эмоцией. Эмоции приходят и уходят. Путь к духовному развитию заключается в том, чтобы раскрыть вашу истинную природу, обрести доступ к вашему внутреннему богатству.
Понимание этого почти автоматически устраняет идею о том, что духовность или практика меняют истинную природу человека.
Таким образом, размышления о нашей мотивации, логике и причинах практики являются важными нетрадиционными первыми шагами на пути тибетского буддизма и предшествуют более традиционному буддийскому пути.